SHEKILILAR  
SHEKILILAR
   

Шеки
 
АЗЕРБАЙДЖАН
История
Карабах
Галерея
Мелодии
Карты
 
 
История
ДРЕВНИЙ ПЕРИОД - ДО АРСАКИДОВ (до 250 г. до Р.Х.) 
ПЕРИОД ПАРФЯНСКИХ АРСАКИДОВ (250 г. до Р.Х. - 226 г. по Р.Х.) 
ПЕРИОД ВЛАДЫЧЕСТВА ПЕРСИДСКИХ САСАНИДОВ (226-651 гг. до Р.Х.) 
АРАБСКИЙ ПЕРИОД (642-651-1054 гг. по Р.Х.)
СЕЛЬДЖУКСКИЙ ПЕРИОД (1054-1220 гг.)
МОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД (1220-1538 гг.)
ШИРВАНШАХИ (1072-1538 гг.)
ВЛАДЫЧЕСТВО ПЕРСИДСКИХ СЕФЕВИДОВ (1538-1736 гг.) 
БОРЬБА ПЕРСИИ И РОССИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (1736-1828 гг.) 

I. ДРЕВНИЙ ПЕРИОД - ДО АРСАКИДОВ (до 250 г. до Р.Х.)

Клинообразные надписи. Каспии. Албанцы. Название "Азербайджан".

Самые древние сведения (X-VIII вв. до Р.Х.) об Азербайджане мы можем искать в клинообразных ванских или урартийских (Урарту-Арарат) и др. надписях. Однако до настоящего времени в пределах северного Азербайджана таких надписей не найдено; ближайшими местами их нахождения являются южные берега озера Гокчи. В некоторых надписях, найденных около Эривани, упоминается племя Этиуни, т.е. вероятно, удины, которые впоследствии жили на левом берегу р. Куры в теперешнем Нухинском районе; удины сохранились до настоящего времени, в сел. Варташен и Нидж, но уже только в количестве нескольких сот человек, которые почти совершенно утратили свою национальность и обычаи и говорят по-тюркски, все, кроме разве самых древних стариков. В другой клинообразной надписи упоминается племя Улуани; может быть, это есть имя другого очень древнего племени албанцев (алвани,- у армян «агваны»), которые во весь первый, древнейший, период истории Азербайджана и далее, вплоть до прихода арабов, были самым могущественным народом в юго-восточном Закавказье. Позже мы находим много сведений об Азербайджане у греческих и латинских историков и географов. Геродот в V в. до Р. X., описывает страны около Каспийского моря, как населенные массагетами, каспиями, парфянами и др. Эти народы составляли самые северные сатрапии персидского государства, платившие определенную денежную подать. От древних каспиев было произведено название Каспийского моря. Геродот упоминает также о колхидянах, жителях теперешней приморской Грузии, которые платили дань персам не деньгами, а «давали добровольные дары», состоявшие из ста мальчиков и ста девочек - раз в четыре года. Саки, каспии и др. племена участвовали в походе персидского царя Ксеркса на греков. Каспии в этом походе были одеты в одежды из шкур животных, имели луки из тростника, кривые сабли; саки носили остроконечные войлочные шапки, имели луки и секиры. Халибы, жители горной области, были вооружены небольшими щитами из бычачьей кожи, на головах носили медные шлемы, на которых торчали бычачьи уши и рога из меди. Каспии (кассии) когда-то были, как это видно из ассирийских и хеттских клинообразных надписей, многочисленным и сильным народом в северном и южном Азербайджане. Но потом владычество каспиев и хеттов было уничтожено ассириянами и урартийцами. В VIII в. с севера из-за Кавказа явились массы нового народа - киммерийцев, за которыми шли скифы. Эти народы завладели всем краем, и только в VII в. мидянам удалось прогнать скифов, а отчасти подчинить их своей власти. Кир, создатель персидской монархии, подчинил персам и мидян, и народы, подвластные им. С этих пор, именно, весь Азербайджан входит в состав Персидской монархии и делается зависимым от нее в своей дальнейшей истории. Около этого времени вместо Ванского (урартийского) царства появляется армянское государство. Значение каспиев постепенно падает. Римский географ Страбон (около Р. X.) пишет, что албанцы владеют страной Каспианой, названной так по исчезнувшему народу каспианов. Он же сообщает, что «каспианы своих родителей, старше 70 лет, запирают и морят голодом, а потом выбрасывают их в пустыни, где трупы поедаются птицами, собаками и зверями». Из этого замечания видно, что каспианы были огнепоклонниками, последователями религии Зороастра, подобно древним персам. Последующие писатели уже совершенно не упоминают о каспиях. Вместо каспиев в Азербайджане начинают играть главную роль албанцы, о которых впервые определенно 331 г. от Р.Х., когда они участвовали в битве при Гавгамеле в составе войска персидского царя Дария III, потерпевшего поражение от Александра Македонского. Албанцы были кочевники, но более культурные, чем их воинственные соседи, дикие горцы; они занимались скотоводством, но им было уже знакомо и земледелие. Страда их очень плодородна, «плод родится сам без пахоты», но они не умеют пользоваться выгодами своей земли. В стране много ядовитых змей, скорпионов и пр. Народ албанский отличался красотой и большим ростом; он добродушен; денег не употребляют, чисел больше ста не знают и ведут торговлю меновую (Страбон). Они выставляют 60 тысяч пешего войска и 20 тысяч конного. Вооружены копьями, луками, носят панцырь, щит на подобие двери и шлем из звериной кожи; любят охоту. Около времени Р.Х. над этим народом, насчитывавшим 26 языков, власть захватил один царь. Албанцы почитали солнце, Зевса и особенно луну; храм луны находился близ Иберии, т.е. Грузии; совершали человеческие жертвоприношения. С уважением относились к старым людям; умерших хоронили со всем их имуществом. Цвет волос у албанцев - светлый, глаза - голубые. Название «Азербайджан» появляется впервые в конце этого периода, в конце IV в. до Р.Х. Около времени похода Александра Македонского в Персию, весь Азербайджан, составлял особую провинцию - под именем Малой Мидии, сатрапом в ней в это время, был некто Атропат из рода ахеменидов, родственник Дария Ш Кодоманна. Атропат с албанцами участвовал в 331 г. до Р.Х. в битве при Гавгамеле против Александра. После смерти Дария Атропат изъявил покорность Александру и в 328 г. до Р.Х. получил в управление свою прежнюю область - сатрапию. Когда умер Александр Великий, Атропат, при дележе между наследниками греческого царя - его военачальниками опять получил свою долю, так как сумел поддерживать хорошее отношения с важнейшими полководцами Александра и даже женился на дочери одного из них. Атропату опять дали Малую Мидию, которая потом стала называться Атропатене, т.е. Атропатова область (Мидия). Слово Атропатене, по-гречески, а у армян, Атрпатакан, потом превратилось в арабское Азербийджан и в тюркское Азербайджан. Есть другое объяснение слова «Азербайджан» от корня «Адер» или «Азер», т.е. огонь, по-персидски; Азербайджан - значит - «страна огня»; но это объяснение неправильно, так как слово Атропатена появляется только со времени Александра Македонского, а почитание огня у персов известно уже с VI в. до Р.Х., Бакинские же и Сураханские вечные огни стали известны только около VIII-Х в. после Р.Х. У арабских географов IX-X в. по Р.Х. под именем Азербайджана разумелся как весь южный Азербайджан, так и только самая юго-восточная часть северного до города Берда'а (Барды) и до р. Куры на севере, так как дальше к западу и северу была уже страна Арран и Ширван. Арран (Агования или Албания) охватывал почти всю бывшую Ганджинскую (Елизаветпольскую) и Бакинскую губернии до р. Куры. Об этом древнейшем периоде было много легендарных сказаний. Говорят, что Александр Македонский был в Азербайджане, доходил до Дербента, где построил стены, был в Баку; но все это безусловно неправильно, так как достоверно известно, что Александр не доходил на севере даже до озера Урмии. Легендарны также рассказы о царе Кире, о его борьбе с царицей массагетов Томирис и его смерти на Кавказе.

 

 
Сайт создан в системе uCoz