SHEKILILAR  
SHEKILILAR
   

Шеки
 
АЗЕРБАЙДЖАН
История
Карабах
Галерея
Мелодии
Карты
 
 
История
ДРЕВНИЙ ПЕРИОД - ДО АРСАКИДОВ (до 250 г. до Р.Х.) 
ПЕРИОД ПАРФЯНСКИХ АРСАКИДОВ (250 г. до Р.Х. - 226 г. по Р.Х.) 
ПЕРИОД ВЛАДЫЧЕСТВА ПЕРСИДСКИХ САСАНИДОВ (226-651 гг. до Р.Х.) 
АРАБСКИЙ ПЕРИОД (642-651-1054 гг. по Р.Х.)
СЕЛЬДЖУКСКИЙ ПЕРИОД (1054-1220 гг.)
МОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД (1220-1538 гг.)
ШИРВАНШАХИ (1072-1538 гг.)
ВЛАДЫЧЕСТВО ПЕРСИДСКИХ СЕФЕВИДОВ (1538-1736 гг.) 
БОРЬБА ПЕРСИИ И РОССИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (1736-1828 гг.) 

III. ПЕРИОД ВЛАДЫЧЕСТВА ПЕРСИДСКИХ САСАНИДОВ (226-651 гг. по Р.Х.) Огнепоклонничество. Борьба сасанидов с гуннами и хазарами, постройка Дербентских укреплений; борьба с Византией. Города в Азербайджане.

Парфянские арсакиды уступили в Персии свое место новой династи сасанидов, родоначальником которой явился Ардашир I, сын Папака, сына Сасана, который в 226 г. свергнул последнего арсакида Артабана V. Новая династия была чисто национальная, персидская. Азербайджан входил в область влияния этого новоперсидского царства, которому в свою очередь пришлось вести борьбу с римскими, а потом византийскими императорами. Второй сасанидский царь Шапур I (Сапор, Шапух) нанес римскому войску сильное поражение и даже взял в плен римского императора Валериана, но «иберы, албаны и тавроскифы» обещали римлянам помочь, чтобы освободить императора. При том же Шапуре в Персии началось сильное религиозное движение, обновление древней персидской религии огнепоклонников. В Армению и Азербайджан стало проникать христианство и успешно распространяться, особенно между армянами, евангелие было переведено на армянский язык и на албанский. При Шапуре II была пересмотрена священная книга огнепоклонников Зенд-Авеста, религия огня была объявлена государственной, и христианство стало подвергаться гонению. Из первых сасанидских царей более замечательными являются: Ездегерд I и особенно Варахран V (420-438 гг.), который стал любимым героем персидской поэзии, под именем Бахрам-Гура. В эпоху сасанидов на Азербайджан и северные Закаспийские области усиливаются нападения северных народов. Гунны и аланы проникают в Закавказье через Дербентский проход, нападают на страну, грабят и жгут все. Ездегерд II овладел Дербентским проходом и запер его сильным укреплением. В этом вопросе оказались заинтересованными и византийские императоры, которые не хотели, чтобы северные варвары свободно проходили в Азербайджан, а оттуда в Иберию и Армению, частично принадлежавшие Византии. По мирному договору (в 363 г.) персы уступили византийцам 5 провинций, но византийцы обязались помогать деньгами персам в борьбе с северными варварами. Пероз I, сын Ездегерда, погиб в этой борьбе с северными кочевниками. Кабад I (Кобад, Кубаз, 483-531 гг.), сын Пероза, вел удачную войну с византийцами, которые не хотели присылать обычного пособия на борьбу с кочевниками; но как раз этим воспользовались гунны, и Кабад должен был заключить с византийцами (имп. Анастасием) мир, по которому византийцы все-таки дали богатые средства на охрану горных проходов через Кавказ. В результате этого мира, на полученные деньги, Кабад построил первые сильные укрепления гор. Дербента (у арабских географов Баб-ул-Абваб); этот же Кабад считается основателем города Берда'а (Барда, около Евлаха) и некоторых других. Когда на византийский престол вступил Юстиниан I (527-565 гг.), он снова начал борьбу с Кабадом , который хотел завоевать Иберию (Грузию) и «заставить иберов исполнять все обряды персидской религии, а главным образом, не хоронить умерших, но бросать их на съедение птицам и собакам». Иберы искали защиты у византийцев. Сначала Юстиниан послал посла с деньгами к гуннам, чтобы они напали на Азербайджан, но персы овладели Иберией. Юстиниан должен был заключить «вечный мир» уже с сыном Кабада, Хосроем I (531-579 гг.), по которому оба государства сохраняли свои прежние границы, а византийцы обязались уплатить более 3 миллионов рублей за охрану от варваров горных Кавказских проходов. Хосрой I, прозванный Ануширваном (справедливым - Адиль), на эти деньги построил еще более сильные укрепления в Дербенте и укрепленную гавань, так что никто не мог без его согласия пройти через эти места. Арабские географы передают о постройке этих укреплений подробности о том, как Ануширван обманул хазарского хакана, едва давшего согласие на эти постройки. Хосрой, кроме укреплений Дербента, построил огромную стену, которая тянулась по горам от Дербента до Дарьяльского прохода и имела 360 замков (укреплений, больших башен). Остатки этой стены сохранились кое-где еще и теперь. По преданию, здесь главный проход был заперт огромной «железной дверью - воротами», что и сохранилось в имени города Дербент, (т.е. железные ворота) по-персидски, (Демир-Капу - по-турецки). Обезопасив себя таким образом с севера, Хосрой начал войну с византийцами, вторгнулся в Сирию, разграбил богатую Антиохию, затем овладел Колхидой (Имеретией) и дошел до Черного моря. В 569 г. впервые из далеких степей Азии явились послы от турок к византийцам с предложением заключить торговый договор. При Ормизде IV (579-590 гг.), сыне Хосроя I, борьба с Византией продолжалась. Позже Хосрою II удалось овладеть почти всей Малой Азией. Но византийский император Ираклий сумел нанести персам сильное поражение, вторгнулся в Армению и персидский Азербайджан, затем вступил даже в Албанию и перезимовал около Барды. Ираклий имел успех главным образом потому, что сумел вступить в сношения с албанцами и иберами: он же вел успешные переговоры и с хазарами, вызвал их царя в Тифлис. Опираясь на этих союзников, пополняя ими свои войска, Ираклий нанес Хосрою II в 627 г. сильное поражение в верхней Месопотамии, захватив богатую добычу. Эта неудача вызвала восстание против Хосроя II, который был убит. Вместе с тем, эта борьба очень ослабила персидское государство, которое поэтому уже не могло оказать сильного сопротивления новым завоевателям - арабам. Преемник Хосроя II Ездегерд III заключил мир с Византией, но в 636 г. он в свою очередь потерпел сильное поражение от арабов в битве при Кадисии, после которой арабы легко завоевали почти всю Персию, а Ездегерд III бежал в Среднюю Азию (Мерв), где и был убит в 651 г. С его смертью кончилась династия сасанидов. При сасанидах Персия несколько раз достигала огромной силы, владея почти всей Передней Азией и землями до Индии, а иногда угрожая даже Константинополю. Сасаниды во всем старались подражать древним персам, восстановили почитание огня, вели борьбу с христианством; подняли высоко материальное благосостояние страны и ее культуру вообще. В Азербайджане было основано несколько городов; Берда'а (Барда, «Великий Партав» у армянских писателей) и Кабала были важнейшими городами. В Азербайджане довольно часто находят сасанидские серебряные диргемы (драхмы). При Хосрое I был золотой век пехлевийской (персидской) литературы; греческие языческие философы, изгоняемые из Византии, находили себе хороший прием при дворе персидского царя; было построено много замечательных дворцов. Сооружений или памятников, которые можно было бы определенно отнести к эпохе сасанидов, в Азербайджане пока не найдено.

 

 
Сайт создан в системе uCoz