SHEKILILAR  
SHEKILILAR
   

Шеки
 
АЗЕРБАЙДЖАН
История
Карабах
Галерея
Мелодии
Карты
 
 
История
ДРЕВНИЙ ПЕРИОД - ДО АРСАКИДОВ (до 250 г. до Р.Х.) 
ПЕРИОД ПАРФЯНСКИХ АРСАКИДОВ (250 г. до Р.Х. - 226 г. по Р.Х.) 
ПЕРИОД ВЛАДЫЧЕСТВА ПЕРСИДСКИХ САСАНИДОВ (226-651 гг. до Р.Х.) 
АРАБСКИЙ ПЕРИОД (642-651-1054 гг. по Р.Х.)
СЕЛЬДЖУКСКИЙ ПЕРИОД (1054-1220 гг.)
МОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД (1220-1538 гг.)
ШИРВАНШАХИ (1072-1538 гг.)
ВЛАДЫЧЕСТВО ПЕРСИДСКИХ СЕФЕВИДОВ (1538-1736 гг.) 
БОРЬБА ПЕРСИИ И РОССИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (1736-1828 гг.) 

IV. АРАБСКИЙ ПЕРИОД (642-651-1054 гг. по Р.Х.) Мохаммед. Первые халифы. Завоевания арабов. Азербайджан. Шейбаниды. Нападения русов на Азербайджан. Город Берда'а. Ширван. Ганджа. Баку.

В VII в. начинает играть важную роль новый народ - арабы, которые, будучи охвачены религиозным настроением, в короткое время создают огромное государство с своеобразною культурой. В Аравии, в городе Мекке был храм Кааба, в котором каждое арабское племя имело своего идола - всего было до 360 идолов. Особенным значением пользовалось племя Корейшитов, которое очень дорожило своим влиянием в Мекке и в Каабе и торговыми выгодами, связанными с этим. В Мекке же родился в 571 г. Мохаммед (Магомет). Он первоначально по торговым делам посещал разные страны и ознакомился с разными религиями: иудейской, христианской, буддийской; эти религии его не удовлетворяли, еще меньше его пытливость удовлетворяло грубое идолопоклонство арабов. Он основал новое учение, - новую религию единого бога - Аллаха, с установлением нескольких новых обрядов и новых взглядов (ежедневные многократные молитвы, с предшествовавшими этому омовениями, полный отказ от священных изображений и т.п.). Его первыми последователями были: его жена Хадиджа; Али - младший сын Абу-Талиба, дяди пророка; богатый купец Абу-Бекр; Осман; юноша Омар. Сначала жители Мекки не обращали особенного внимания на это учение, но затем жители Мекки, и особенно Корейшиты, стали преследовать Мохаммеда. так как новая религия подрывала значение Мекки, как религиозного центра идолопоклонничества и вместе с тем торгового центра. В 622 году Мохаммед должен был бежать из Мекки в Медину, 622-й год считается 1-м годом хиджры, бегства пророка, началом новой мусульманской эры. В Медине учение нового пророка было принято с увлечением. В 630 г. Мохаммед овладел Меккой, объявил ее религиозным центром, а Каабу - главной святыней, причем он выкинул всех идолов из Каабы. После этого значение Мекки и новой религии быстро возрастает, число последователей быстро увеличивается, а вслед за этим начинается период внешних завоеваний с целью обращения покоренных в новую религию. В 632 г. Мохаммед умер. Изложение правил новой веры дано в священной книге мусульман Коране, в которую включены и откровения, данные Мохаммеду через архангела Гавриила (Джебраила). При халифе Османе коран был разделен на суры (главы - всего 114). Основные положения новой религии: Нет другого бога, кроме бога (Аллаха), и Мохаммед его пророк; перед богом все равны; пять раз в день должно совершать молитвословия, с омовением; пост в месяц рамазан; почти обязательное паломничество в Мекку; борьба с неверными и распространение «Ислама» (веры, преданности богу). Высшее лицо - халиф имеет и духовную и светскую власть. Али был женат на любимой дочери Мохаммеда - Фатьме, а сам Мохаммед потом был женат на Айше, дочери Абу-Бекра. Первым халифом, после смерти Мохаммеда, был избран Абу-Бекр (632-634 гг.). Уже в 654 г. в Аравии закончилась внутренняя война и была завоевана Сирия. При втором халифе Омаре (634-644 гг.) были разбиты персы при Кадисии, постепенно была захвачена Месопотамия и столица Персии Ктесифон. В 637 г. почти вся Персия уже была во власти арабов. На развалинах Ктесифона был построен город Куфа, новая столица. С 642 г. начинается завоевание арабскими полководцами Армении и Азербайджана (644 г.). Завоеваны были: Кабала, Барда, Дербент. Под Дербентом арабский отряд, под начальством Сальмана-ибн-Рабия-Бахили потерпел большое поражение от хазар. Сальман и его 40 лучших товарищей погибли, их похоронили на кладбище Кырхлар, которое существует и до настоящего времени. После завоевания, наместник (эмир) арабов избрал местом своего пребывания Довин (Двин, около Эривани), но в Барде сидел правитель Аррана подвластный наместнику, также, как были и в некоторых других важнейших городах подвластные правители. В Азербайджан стали переселяться многие арабские роды и даже племена, составившие господствующей слой населения; часть арабов была переселена по распоряжению халифов, для обеспечения политического преобладания. Вместе с тем, в отдельных областях кое-где оставались и местные природные князья, признавшие власть арабов. Христианство пока не подвергалось преследованию, а потому еще, в конце Х в. в Шекки (Нухе) и Шаберане христианское население составляло большинство. Тем не менее, страна сильно страдала от всех этих военных столкновений, особенно область около Дербента: за время с 661 г. по 733 г., т. е. за 70 лет Дербент был 6 раз взят приступом то со стороны арабов, то со стороны хазар, причем каждый завоеватель то разрушал, то восстанавливал укрепления и стены города. Халифы омайяды должны были уступить свое место халифам из новой династии аббасидов (в 750 г.). При омайядах государство арабов чрезвычайно увеличилось, столицей был Дамаск; при омайядах же в Куфе в 661 г. был убит Али, а в 680 г. Хусейн. При аббасидах столицей стал Багдад; при них же постепенно начинается упадок власти арабов и все большее раздробление огромного арабского государства. Аббасиды опирались на шиитов, почитателей Али, на духовенство; причем сами халифы аббасиды, в конце концов, удерживают за собой только духовную власть, делаются духовными повелителями правоверных, постепенно утрачивая светскую власть в государстве, которую захватывают «султаны», а также различные наместники более важных частей страны. Правителями Армении и Азербайджана, т.е. наместниками иногда бывали сыновья или родственники халифа. Наиболее известным наместником Аррана являлся (с 786 г.) Язид-ибн-Мезьяд-Шейбани, положивший начало местной династии мезьядидов или шейбанидов, которая держалась до середины XI в.; сам Язид умер в 801 г. и был похоронен в Барде. В это время, именно, утверждается за страной (северо- восточным Закавказьем) название Ширван, которое производят от имени сасанида Хосроя I Ануширвана, бывшего в молодости правителем этого края. Арабские географы сообщают, что местные правители нередко овладевали соседними областями, подвергая истреблению своих менее удачных соперников; все это они совершали, считая себя покорными подданными багдадского халифа-повелителя правоверных. В этот же период в стране были два больших народных восстания: 1) с 816 г. по 835 г. длилось жестокое восстание в Азербайджане и Арране, поднятое ханом Бабеком; за время восстания погибло до 500.000 человек: Бабек, в конце концов, был разбит (в северной части Ленкоранского уезда и прилегающих частях Персии), взят в плен и казнен;
2) около 851 г. арабский эмир Буга страшно опустошил Тифлис, наместник (эмир) которого задумал изменить арабам; но затем сам Буга своими завоеваниями и сношениями с хазарами вызвал подозрения халифа и был смещен. Кроме того, явились новые враги с севера, но уже не хазары, а русы, которые в 913 г. пришли на кораблях, напали на «нефтяную страну», стали жечь и грабить, дошли до Баку, держались на соседних островах и только через несколько месяцев ушли с богатой добычей; на обратном пути их разгромили сначала хазары, а затем буртасы. В 944 г. снова явились на кораблях русы, прошли к устью р. Куры, поднялись по реке до г. Барда, захватили его, много награбили и только потом, через шесть месяцев, удалились с добычей, вынужденные к этому болезнями и большими потерями. Это нападение русов на Барду сильно уронило богатство и значение этого города, который в этот период был самым цветущим и богатым городом Аррана и всего северного Азербайджана. Арабские географы особенно отмечают богатство этого города и красоту его местоположения. Соборная мечеть в Барде имела колонны из гипса, кирпича и из дерева. В соборной мечети, в дни омайядов, было казнохранилище страны; на ней была свинцовая крыша. Рядом с мечетью - дворец правителя; в предместье города были рынки. Центр города составляла крепость - Шехристан. Город имел в длину и ширину около фарсаха, т. е. около 6 верст. «Приятный, красивый, богатый плодами город!» В Барде продавали: шелк, ковры, шкуры, кошениль, мулов, плоды; по воскресеньям бывает базар. Главными правителями Азербайджана были в это время сначала саджиды, а потом салариды; последние составили росписи налогов с населения. Подать с Азербайджана доходила до 10.000.000 диргемов, кроме того, платился еще харадж не менее 50000 динаров. Но жизнь была дешева: в некоторых местах овца стоила 2 диргема, 5 фунтов меда стоили диргем. В Азербайджане в разных местах (в Барде, Дербенте, Дебиле-Двине) чеканили монету - серебряные диргемы; ходили также багдадские и другие монеты. Монеты того периода находят довольно часто и теперь. Других памятников этого периода до нас не дошло, так как расколок производили еще сравнительно мало. Первоначально арабы не притесняли христиан и других иноверцев, но поток стали стремиться к обращению всех в ислам; но еще в конце X в. в Шекки христиан было больше других. Огнепоклонничество почти совершенно исчезло. После некоторого периода ослабления, торговля потом значительно усилилась, в благодаря этому развивается и городская жизнь. Растут города: Барда, Дербент, Шабиран, Баку, Кабала, Джанза (Ганджа) и Шемаха. Появляется и растет количественно арабское переселение, от арабов ведут свое происхождение многие старинные аристократические роды. особенно в Дагестане. Наиболее крупным государством в Азербайджане в это время был Ширван; он часто сливался с Арраном, столицей которого был г. Берда'а (Барда). Около 786 г. правителем Аррана, Армении и Азербайджана был назначен Язид ибн-Мез'яд-ибн-Шейбани.Наиболее известными правителями Азербайджана были из династий: саджидов (около 912 г. Абу-Касим-Юсуф) и саларидов (после 914 г. - Мерабан-ибн-Мухаммед). Важное значение пограничного укрепления имел г. Дербент. Ганджа при арабах не пользовалась особым значением, до второй половины Х в., когда в Гандже утвердилась курдская династия шеддадидов. Восьмым правителем из этой династии был Абул-ас-вар-Шавир (Абул-Севар). В 1139 г. грузинский царь Димитрий I овладел Ганджой и вывез оттуда железные крепостные ворота, на которых находится надпись, говорящая, что эти ворота сделаны при эмире Шавире в 1063 г.; одна половина этих ворот уцелела • хранится в Гелатском монастыре близ Кутаиса. Династия шеддададов прекратилась в Гандже в 1088 г. когда ее захватил еежьджукский султан Мелик-шах. Самостоятельным царством была и Шекки; а дальше нее Санария. Баку еще не имел особого значения, о нем подробнее говорят уже только в IX-X в. Памятников древности от арабского периода мы не имеем, кроме монет и историко-географических произведений. Арабская культура, в короткий период времени достигшая высокой степени развития, коснулась и Азербайджана; у арабских историков и географов IX-X вв. мы находим уже очень подробные, достаточно верные и интересные описания многих явлений жизни Азербайджана и его местностей. Здесь столкнулись три древнейшие культуры: персидская, византийская и (более новая) арабская. Арабский язык делается преобладающим языком не только государственным, но и наиболее культурным. Арабский племенной слой оставил следы в составе населения, арабский язык делается языком преобладающего слоя населения, постепенно забывается арранский (албанский) язык.

 

 
Сайт создан в системе uCoz