SHEKILILAR  
SHEKILILAR
   

Шеки
 
АЗЕРБАЙДЖАН
История
Карабах
Галерея
Мелодии
Карты
 
 
История
ДРЕВНИЙ ПЕРИОД - ДО АРСАКИДОВ (до 250 г. до Р.Х.) 
ПЕРИОД ПАРФЯНСКИХ АРСАКИДОВ (250 г. до Р.Х. - 226 г. по Р.Х.) 
ПЕРИОД ВЛАДЫЧЕСТВА ПЕРСИДСКИХ САСАНИДОВ (226-651 гг. до Р.Х.) 
АРАБСКИЙ ПЕРИОД (642-651-1054 гг. по Р.Х.)
СЕЛЬДЖУКСКИЙ ПЕРИОД (1054-1220 гг.)
МОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД (1220-1538 гг.)
ШИРВАНШАХИ (1072-1538 гг.)
ВЛАДЫЧЕСТВО ПЕРСИДСКИХ СЕФЕВИДОВ (1538-1736 гг.) 
БОРЬБА ПЕРСИИ И РОССИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (1736-1828 гг.) 

II. ПЕРИОД ПАРФЯНСКИХ (ПЕРСИДСКИХ) АРСАКИДОВ (250 г. до Р.Х. - 226 г. по Р.Х.) Парфяне, парфянские арсакиды. Войны с селевкидами, армянами и римлянами. Бронзовая культура «каменных ящиков». Сведения греков об Азербайджане. Богатства Азербайджана.

После смерти Александра Македонского (323 г. до Р.Х.), его громадная империя распалась на множество сравнительно мелких, самостоятельных государств. Малая Мидия доставалась Атропату; наследственная власть оставалась здесь в доме его преемников. Вообще же западная часть Ирана и Сирии вошли в состав империи селевкидов, столицей которых являлась Антиохия. Селевкидам скоро пришлось вести упорную борьбу со вновь возникшим парфянским (персидским) государством. В 250 г. до Р.Х. в Персии (Парфии) появился новый кочевой народ - парфяне, и создалось новое государство, во главе которого стал Арсак I, основатель династии арсакидов парфянских, которые однако вели свой род от древнего персидского царского рода - ахеменидов. Столицей стал впоследствии город Ктесифон на Евфрате. Парфянский царь носил титул «царя царей»; он был верховным жрецом поклонников огня, последователей религии Зороастра. Около 200 г. до Р.Х. парфянское царство настолько усилилось, что Артабан I хотел покорить Мидию, но селевкид Антиох III прогнал его; около 160 г. Митридат I парфянский завоевал Мидию, Атропатену и Армению. Около 100 г. до Р.Х. на восток впервые проникают римляне. Вскоре после этого парфянским арсакидам пришлось вести упорную борьбу с армянскими аршакидами и с римскими полководцами (Суллой, Лукуллом и, наконец, с Помпеем). Известный триумвир Красе погиб вместе с сыном в битве против парфян; римлян погибло до 30 тысяч и до 10 тысяч было взято в плен; после этого арсакид Ород I захватил Армению и Атропатену. Однако с этого момента начинается постепенный упадок силы арсакидов и увеличение влияния римлян. В 9 г. до Р-Х. арсакид Фраат IV должен был отдать своего сына заложником в Рим и признать над Арменией владычество римлян. Дальнейшие внутренние смуты совершенно ослабили Парфию. и в 226 г. по Р. X. последний (тридцать первый) парфянский арсакид (Артабав V) погиб в борьбе с одних из своих сатрапов Ардаширом, который явился основателем новой династии сасанидов - новоперсидской монархии. В этот период Азербайджан определенно входит в сферу влияния по преимуществу парфянских царей; но наряду с этой верховной властью - селевкидов, парфянских и армянских арсакидов и, наконец, римлян, конечно, в стране непосредственно правили мелкие князья - царьки. Страбон говорил, что в его время (около Р.Х.) «в Албании над всеми царями царствует один», а «языков у них было 26». Это была элементарная форма феодального строя, который в сущности продолжал существовать до XIX в., изменяя только свои внешние проявления. Со времени Александра Македонского в Азербайджан, в среду существовавшей первобытной культуры бронзового века и начала железного, проникает, постепенно усиливаясь, греческая (эллинистическая) культура. Сами парфянские арсакиды чеканят серебряную монету - драхму - по греческому образцу, с греческими надписями, пользуются греческими титулами царей (филопатор, филеллин). При раскопках в Азербайджане иногда удается находить даже серебряные тетрадрахмы Александра Македонского (с его изображением), драхмы арсакидов (на Мугани), иногда и другие предметы греческой культуры (напр., бронзовая лампочка, кусок мрамора с небольшой греческой надписью и т. д.). Армянский аршакид Тигран I боролся с Лукуллом, а затем с Помпеем. который, нанеся ему поражение, пошел на Митридата Понтийского; для этого ему нужно было просить у албанцев разрешение пройти из Армении через их землю; разрешение было дано. Помпей зимовал на Мугани. Римляне стали справлять праздник Сатурналий (19-го декабря 65 г. до Р. X.). Албанцы захотели воспользоваться случаем и в числе 40 тысяч человек, переправившись через Куру, напали на римлян. Помпей нанес им сильное поражение, но потом примирился, заключил с ними союз и пошел на иберов (в Грузию), союзников Митридата. Там Помпей имел большой успех, но, получив известие, что албанцы снова изменили ему, вернулся в Албанию. Албанцы выставили теперь 60 тысяч пехоты и 12 тысяч конницы, но они были плохо вооружены и одеты большею частью только в звериные шкуры. Помпей разбил албанцев; после этого он хотел дойти до Каспийского моря, но «множество ядовитых змеи заставило его отказаться от этого», хотя до моря оставалось не более 3 переходов, и он ушел в Малую Армению. Парфянские и армянские цари, римские императоры при своих столкновениях постоянно пользовались наемными войсками или из албанцев, или из иберов, или даже сарматов (с северного Кавказа). Хотя греки, а затем римляне имели уже частые сношения с восточным Закавказьем, однако их сведения об Азербайджане и других соседних местах были очень неверны. Даже наиболее осведомленный греческий географ Птоломей (120-170 гг. по Р.Х.) полагает, что от Апшеронского полуострова берег Каспийского моря идет к востоку, а не к северу. Птоломей дает названия почти 30 городов в пределах Азербайджана, но, кроме г. Хабала (иначе Кабала), ни одного из этих городов нельзя точно определить, применительно к современным поселениям. Археологических памятников от глубокой древности до сих пор в Азербайджане не найдено: ни пещер с каменными орудиями, ни, так называемых, мастерских каменного века, ни свайных построек, так как раскопки пока не производились на достаточно большой глубине. Предметы каменного века - кремневые и обсидиановые наконечники стрел, кремневые скребки - находили, но только вместе с предметами бронзовой культуры, иногда даже железной культуры. Наиболее древней культурой в Азербайджане отличаются находки в «каменных ящиках», которые были найдены около сел. Калакент, невдалеке от Кедабекского медноплавильного завода, а также в некоторых курганах около Ганджи, около почтовой ст. Ходжалы (близ Шуши) и др. Длина такого каменного ящика приблизительно 2 1/2 метра, ширина 1 1/4м., глубина 1 м.; направление С.-з. - Ю.-в.; поперечные стенки обыкновенно состоят из одной цельной плиты, а продольные редко из одной, а иногда даже из 3 плит; на дне плиты никогда не бывает, а сверху одна большая плита, иногда 2-3. В ящике обыкновенно - один труп (полуистлевший костяк) в сидячем положении; около трупа почти всегда много, иногда до 14, глиняных довольно грубой работы сосудов: чашки, горшки, кувшины. При трупе чаще всего бывают бронзовые вещи: ручные (тонкие) и боевые или ножные (толстые) браслеты, сравнительно короткие и небольшие кинжалы, с верхней прорезной головкой у рукоятки, наконечники стрел, реже встречаются наконечники копий; изредка встречаются кремневые и обсидиановые наконечники стрел; в женских погребениях всегда встречается очень много бус: сердоликовых, из мелких раковин и др. материала; бусы вообще мелкие. Изредка встречаются большие, но тонкие височные бронзовые кольца, с поперечной бронзовой зигзагообразной проволокой. Из глиняной посуды особенно характерны чашки, украшенные изображениями фантастических животных или геометрическими фигурами, сделанными из белой массы (извести или гипса). Такие сосуды относятся к киммерийцам или хеттитам, древнейшим народам доскифского периода. Изредка в камен. ящиках встречаются черепа лошадей или кости баранов. В позднейших погребениях встречаются вещи из железа; золота или серебра совершенно не встречается, предполагают, что все это было уже в более поздние времена взято из могил хищниками или позднейшим бедным населением. Один большой курган около сел. Карабулаг (Карягино) был раскопан, и на глубине около 6 метров нашли большие деревянные балки, а под ними могилу, в которой лежали три человеческих скелета, а также два скелета верблюдов. При скелетах найдены бронзовые вещи, подобные описанным выше. Армянский историк Моисей Хоренский описывает погребение армянского царя Арташеса (II в. по Р. X.), отмечая, что его гроб был золотой, одежда златотканая, на голове корона, в руках золотой меч; на могиле царя были добровольные жертвы, убивали себя: любимые жены, верные слуги. Албанцы принадлежали, вероятно, к семье кавказских народов, так называемых, яфетических языков, от которых и до сих пор остались следы в виде горских языков Дагестана; но от албанцев собственно следов теперь не осталось, по крайней мере, неизвестно, каких горцев нужно считать потомками албанцев. Армяне называли Албанию Агованией (Агванией). Албанцы вели войны с римлянами, армянами, потом парфянами и хазарами, но вступали с ними и в союзы (политические, брачные и т. п.). Римские писатели отмечают необыкновенное плодородие страны и бесчисленность стад скота и лошадей.

 

 
Сайт создан в системе uCoz